НАШ ДРУГ АВТОБУС

В этом году мы отмечаем столетие московского автобуса. Хотя на самом деле история его началась раньше.

САМОДВИЖУЩИЙСЯ ОМНИБУС

В начале XX века автобусы уже не то, чтобы резво, но бегали по улицам мировых столиц, однако в Москве городские власти усиленно их сдерживали. Во владении города находились трамваи, и власти были экономически заинтересованы в развитии именно трамвайного сообщения, а немногие автобусные линии находились в частной собственности. Да и то использовались они для загородных перевозок (от Марьиной рощи до Останкино и от Семеновской заставы к Измайловскому зверинцу). В 1908 году Управление городских железных дорог приобрело один «самодвижущийся омнибус», который ходил от Теат ральной до Болотной площади, но машина быстро ломалась.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ АВТОБУСА

После революции и смены экономического строя вопрос о том, что кому выгодно, перестал быть актуальным. Власти города согласились, что автобус в определенных ситуациях удобнее трамвая, и 8 августа 1924 года началось регулярное автобусное сообщение: по маршруту Тверская застава – Каланчевская площадь стали курсировать 28-местные английские машины «Лейланд». Эта дата и считается теперь днем рождения московского автобуса.

Вот что писала тогда газета «Вечерняя Москва»:

«Вторую неделю в Москве уже производится автобусное движение и, не в пример трамвайному, автобусы пока что никаких упреков не вызывают. Наоборот, автобус как-то «воспитательно» действует на москвичей, которые становятся европейцами с момента прикосновения к медным поручным автобуса. В автобусе публика держит себя вежливее, кондуктора непривычно предупредительны, любезны, словом, все обстоит именно так, как и полагается в благоустроенном городе. Автобусный пассажир несравним с трамвайным мучеником».

«ФЕРДИНАНД» И ТОВАРИЩИ

Во время Великой Отечественной войны автобусы тоже были мобилизованы. 40 московских автобусов участвовали в эвакуации по льду Ладожского озера жителей блокадного Ленинграда. За годы войны московский автобусный парк, в большинстве своем состоявший из машин отечественного производства ЗиС-8, потерял две трети подвижного состава. Из 1230 довоенных машин осталось 400. Такой типичный для того времени автобус можно увидеть в телесериале «Место встречи изменить нельзя»: Жеглов, Шарапов и их товарищи прозвали свой автобус «Фердинандом».

СИНИЙ ТРОЛЛЕЙБУС

Произведения поэтов бывают куда более точными свидетельствами эпохи, чем самые добросовестные труды историков. Булат Окуджава написал свой знаменитый «Синий троллейбус» в 1957 году – именно троллейбус тогда «вершил по бульварам круженье» и вообще был главным транспортом центра города. В конце 50-х начале 60-х автобусное сообщение развивалось, в основном, за счет новых прираставших к столице районов. Если в 1950 году имелось 50 маршрутов, то к 1960 году их стало 154. В некоторых окраинных районах автобус был единственным видом общественного транспорта. А к 1990 году в Москве и пригородах уже насчитывалось 527 маршрутов.

СИНИЙ АВТОБУС

В 2010 году впервые заговорили о замене троллейбусного движения в Москве на автобусное. Тому было множество причин, и большинство из них, опять же – экономические. Эксплуатация контактной сети обходилась городу в копеечку, а ее обрывы были чреваты авариями и другими весьма неприятными последствиями. Старожилы возмутились: ну какая же Москва без ее синих троллейбусов? Возмутились экологи: получается, на улицах будет еще больше транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания, и так непростая экологическая обстановка станет еще хуже. Однако в 2018 году в город пришли электробусы. Сначала их было всего несколько и обслуживали они лишь один маршрут №73 (Алтуфьевское шоссе – 1-я Останкинская улица). А недавно Мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что на маршрут вышел уже 2000-й электробус. Юбилейный электробус, собранный на Сокольническом вагоноремонтном-строительном заводе, будет работать на маршруте МЗ «Серебряный Бор – Проспект Буденного». Некоторые городские маршруты уже почти полностью переведены на электробусы, а до конца 2030 года планируется перевести на электрическую тягу весь наземный городской транспорт.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) Эл №ФС77-86239 от 27.10.2023 г.

Сетевое издание «Покровские ворота»

Учредитель: Администрация муниципального округа Басманный (105066, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 37, стр. 1)