В Москве собираются установить памятник «Тетрису» — самой известной в мире видеоигре-головоломке, послужившей источником вдохновения для создателей многих других игр. А ещё «Тетрису» исполняется 40 лет. Хороший повод вспомнить некоторые интересные факты о знаменитом пазле.
Тетрис придумал в 1984 году программист Алексей Пажитнов, работавший в Вычислительном центре Академии наук СССР. Он занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. Для обкатки разных идей использовались головоломки.
«Тетрис» создавался на компьютере «Электроника-60», оперативная память которого составляла всего 512 килобайт. Но тогда это считалось невероятно огромной «оперативкой».
В СССР в середине 80-х были очень популярны настольные головоломки с плоскими фигурками пентамино, состоящими из пяти одинаковых квадратов, соединённых сторонами. Пажитнов попытался автоматизировать укладку пентамино в заданные фигурки, но мощностей компьютера не хватало, и он решил использовать более простые тетрамино – фигурки из четырех квадратов. Так родился «Тетрис».
Слово «тетрамино» показалось Пажитнову не очень выразительным, и он назвал свою игру «Тетрис», позаимствовав окончание «ис» у тенниса, своего любимого вида спорта.
По словам Алексея, до «тетриса» он создал ещё пять-шесть простых игрушек сугубо ля «внутреннего пользования». Новая игра, которую он сделал за две-три недели, поначалу тоже не планировалась как нечто необычное. Но через некоторое время все коллеги Алексея «подсели» на «Тетрис». А когда чуть позже появились персональные компьютеры, сделали версию для ПК.
В 2007 году «Тетрис» вошёл в число десяти важнейших компьютерных игр, принятых на сохранение в библиотеку конгресса США.
За прошедшие 40 лет «Тетрис» устанавливался практически на все известные игровые платформы и всевозможные устройства. Количество платных загрузок «Тетриса» давно уже исчисляется сотнями миллионов.
«Тетрис» стал первой видеоигрой, побывавшей в космосе. В 1993 году космонавт Александр Серебров взял с собой на орбитальную станцию «Мир» портативную консоль «NintendoGameBoy» с установленной на ней игрой. «Тетрис» провёл в космосе 196 суток и благополучно вернулся на землю с хозяином.
«Тетрис» официально признан произведением искусства. Он и ещё несколько популярных видеоигр стали экспонатами нью-йоркского Музея современного искусства: их выставили в специальном зале с мониторами и игровыми консолями. По словам организаторов, «эта коллекция подчеркивает визуальное качество и художественную ценность представленных в ней игр».
Русская народная песня «Коробейники», использовавшаяся в качестве саундтрека в некоторых зарубежных изданиях головоломки, стала так прочно ассоциироваться с ней, что называется там теперь «музыка из “Тетриса”».
Британский подданый Фаиз Чопдат попал из-за головоломки в тюрьму. Возвращаясь на самолете из свадебного путешествия, он играл в «Тетрис» на мобильнике. Стюарды не раз попросили пассажира отключить гаджет из соображений безопасности, но тот настолько был увлечён игрой, что проигнорировал все их просьбы. Дело дошло до суда – и четырёхмесячного тюремного заключения.
20-летняя жительница штата Флорида Нурул Махджабин Хассан, проводившая за игрой по 12 часов в день, захотела выйти замуж за «Тетрис». «Я думаю, что он прекрасен. Он идеален и позволяет мыслить нестандартно», — заявила влюблённая.
Несколько лет назад в серии экспериментов было установлено, что «Тетис» может помочь людям, страдающим от посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), справится с повторяющимися навязчивыми воспоминаниями.
Хави, ставший в составе футбольной сборной Испании чемпионом мира и Европы, говорит, что своей отменной игрой на поле он обязан «Тетрису». «Этот пазл развивает мыслительные способности и реакцию. Иногда у тебя остаётся мало пространства и нужно решать, как его использовать, гадать, какой кусок выпадет, выбирать нужный момент, чтобы разместить его правильно. Иногда ты оставляешь целый блок для большого куска, чтобы он правильно выстроился. Ты думаешь на действие вперёд. В футболе всё точно так же».
В 2019-м появились многопользовательская версия головоломки под названием «Tetris 99». В ней предусмотрена возможность подбрасывать неполные ряды клеток в «стаканы» другим 98 участникам, пока не проиграют все, кроме кого-то одного.
В конце лета в финале конкурса «Фабрика дизайна 3.0» проект памятника «Тетрису», представленный Марией Кравцовой, победил в номинации «Средовой дизайн и дизайн интерьеров». В техническом задании для конкурсантов был такой обязательный пункт, как возможность интерактива с арт-объектом, ведь видеоигры – это в первую очередь интерактивное развлечение.
Этот арт-объект – часть проекта «Зал славы видеоигровой индустрии России». Решение о том, какую игру увековечить, было принято по итогам народного голосования. Где будет установлен памятник «Тетрису», пока не решено. Среди возможных вариантов называются такие популярные туристические места нашей столицы, как ВДНХ и «Остров мечты».