15 мая Московский метрополитен
отпраздновал свой день рождения. Ровно
89 лет назад по Сокольнической линии
отправились первые составы типа А
от станции «Сокольники» до станций
«Парк культуры» и «Смоленская». Да,
сначала в столичной подземке действовала
маршрутная система движения поездов,
а позже участок от современного
«Александровского сада» в сторону запада
вошёл в состав Арбатско-Покровской
линии, а затем стал участком Филёвской
линии.
В этот день Московский метрополитен подготовил подарки своим пассажирам, самым
красочным из которых, пожалуй, стала настоящая балетная постановка, которая прошла прямо на станции «Курская». Пассажиры
могли посмотреть партии из «Лебединого
озера» и «Спящей красавицы» Петра
Чайковского, «Призрачного бала» Фредерика
Шопена, «Жар-птицы» Игоря Стравинского
и «Эсмеральды» Цезаря Пуни.
А на «Маяковской» ждали юных пассажиров
подземки. Здесь для них прошёл творческий мастер-класс, на котором каждый мог
создать сувенир с изображением главного
символа метро, который, наверное, сможет
узнать каждый житель нашей страны, —
красной буквы М, без которой сложно
представить столичный ландшафт.
18–19 мая любители истории метро могли посмотреть на все поезда, которые когда-либо
эксплуатировались на линиях подземки:
на Большой кольцевой линии прошёл настоящий парад. Один за другим шли легендарные
«номерные», «Ёж-3», «Русич», «Москва»
и «Москва-2024», «Ока» и другие — всего девять составов разных эпох. И это были вовсе
не музейные экспонаты: каждый желающий
мог на них прокатиться, вспоминая разные
годы работы метрополитена.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО
МЕТРО
Впервые о строительстве подземной
железной дороги в Москве заговорили
в XIX веке. Первый проект появился
в 1875 году, и до начала реализации
в 1931-м было подготовлено пять
разных проектов, один из которых
подразумевал строительство центральной станции прямо на Красной
площади. Благо от него отказались.
Строительство первых станций — отдельный подвиг метростроителей.
Изначально тоннели буквально рыли
лопатами и кирками. Тогда инженеры
ещё не знали о сложностях московского грунта. Но буквально сразу
выяснилось, что столичное подземелье насыщено грунтовыми водами,
что делает такие методы строительства невозможными. Метро в итоге
ушло глубоко под землю, а для его
строительства были созданы специальные тоннелепроходческие щиты.
Архитектура первых станций — это
борьба возвращающегося в те годы
в столицу классицизма и ещё модного
на тот момент конструктивизма.
Главный пример — станция и вестибюль станции «Красные Ворота».
Станция архитекторов Ивана Фомина
и Николая Андриканиса построена
в классическом стиле с кессонированными потолками, проходы из центрального зала выполнены в виде
помпезных арок, обрамлённых
камнем. А вестибюль Николая
Ладовского и Алексея Душкина
выполнен в типичном стиле конструктивизма. Позже в архитектуре метро
надолго воцарился сталинский ампир.
МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
СЕГОДНЯ
Сегодня в метро насчитывается 263
станции на 14 линиях. И это не считая
МЦК и МЦД, которые также полно-
стью интегрированы в городскую
транспортную систему, из-за чего
их вполне справедливо называют
«наземным метро», хотя технически
это не совсем так.
С 2011 года сеть метро выросла более
чем в полтора раза. С момента прихода
к руководству городом Сергея
Собянина построено 112 новых
станций, и в обозримой перспективе
появятся несколько новых линий.
В советское время на создание такого
объёма линий и станций ушло почти
40 лет.
Большая кольцевая линия разгрузила
центральную Кольцевую и радиальные
линии. Уже сегодня по БКЛ ежедневно
совершается 1,3 млн поездок, и про-
пускная способность может быть
увеличена: запас обеспечен на десяти-
летия вперёд.
Парк поездов за последние 10 лет
существенно обновлён. Если в 2011
году метрополитен насчитывал лишь
13% нового подвижного состава,
то уже сегодня 74% составов — современные. Только недавно на линии
вышли самые совершенные поезда
«Москва-2024», а уже ведётся разработка «Москвы-2026», которые станут
ещё более удобными.